ПИЖТ УрГУПС

Пермский институт железнодорожного транспорта
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
(ПИЖТ УрГУПС)

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии:
+7(982) 241-21-23, +7(982) 241-32-38

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Анкета для абитуриентовФП Профессионалитет

Пермский институт железнодорожного транспорта.

Путь длиной в 140 лет.

ПИЖТ УрГУПС прошел долгий путь от училища до института, от двухэтажного здания до студенческого комплекса, состоящего из двух корпусов и двух общежитий.

Напрямую перекликается судьба института с событиями, происходящими в стране: забастовки начала 20 века, революции, Гражданская война, Вторая мировая война, послевоенные годы, «лихие» 90-ые, золотые нулевые. Пройдя весь этот долгий путь, меняется педагогический состав, трансформируется и расширяется техническая база, меняются специальности и формы обучения. Но одно остается неизменным – подготовка высококвалифицированных сотрудников для нужд железной дороги. На протяжении всего этого времени было тесное сотрудничество с работодателем.

Пермский институт железнодорожного транспорта имеет богатую историю, а такое событие, как 140-летие института сопутствует анализу и изучению прошлого, подведению итогов, выявлению достижений, для выстраивания курса на будущее.

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ ПИЖТ

История Пермского института железнодорожного транспорта начинается с другого значимого события в истории развития промышленности Урала – открытия первой железной дороги, построенной в 1875-1878 годах от Перми до Екатеринбурга. Островский Николай Степанович был первым управляющим Уральской горнозаводской железной дороги. Он ходатайствовал об открытии железнодорожного училища. Училище было открыто 11 ноября 1881 года. А на следующий день начались первые занятия.

«Событие сопровождалось скромным домашним праздником. <…> В училище принимаются только российские подданные от 13 до 16 лет, не имеющие телесных недостатков, препятствующих железнодорожной службе».

Набирали в училище по трем специальностям: техник телеграфа, техник-паровозник и техник-путеец. Александр Иосифович Бер (1852-1900)  был назначен первым начальником училища, и на своем посту он пробыл 19 лет.

 

 

 

Торжественное открытие училища.11.11.1881г

В 1905 г. страну охватывают политические волнения и демонстрации. 14 октября этого года учащиеся 1-го и 2-го класса объявили забастовку и подали в педагогический совет петицию, где перечислили требования: бесплатное обучение, упразднение переходных экзаменов с курса на курс, уничтожение бальной системы, свобода собраний, и т.п., всего 36 требований.  Руководство отклонило петицию и разогнало бастующих.

С 1918 года учебное заведение называется Железнодорожный техникум путейско-строительной специальности при Пермской железной дороге.

В годы Гражданской войны Пермь была занята войсками Колчака, поэтому техникум временно прекратил учебную деятельность. При отступлении эти войска вывезли большую часть имущества учебного корпуса и мастерских, но всего им вывезти не удалось.

Под руководством Михаила Афанасьевича Харинского - одного из первых выпускников училища и заведующего учебными мастерскими - удалось восстановить основную часть имущества в цехах.

Особую роль в обучении и жизни учебного заведения играли мастерские при техникуме: небольшая кузница, столярный и слесарные цеха. Студенты здесь обучались соответствующим видам практики, а также мастерские стали хорошим подспорьем в особенно тяжелые годы, когда руками студентов производились бытовые принадлежности: учебная мебель, кровати для общежития и многое другое.

 

С 1928 года учебное заведение называется Пермский механический техникум народного комиссариата путей сообщения (Профшкола).

«В 1928 году подготовка специалистов для путевого хозяйства была временно прекращена. Техникум продолжил готовить специалистов только по механической специальности для паровозных и вагонных депо»3.

Город Пермь с 1940 по 1957 гг. носил название Молотов, а учебное заведение с 1941 по 1947 гг. – Молотовский путейско-строительный техникум Народного комиссариата путей сообщения (НКПС)

В начале Великой Отечественной войны в техникум были эвакуированы коллективы железнодорожных техникумов Волховстроя и Ладейного Поля.

Преподаватели и учащиеся помогали фронту всем, чем могли. Были отменены отпуска и каникулы. Необходимые детали для нужд железных дорог изготавливались в мастерских техникума. Силами учащихся и сотрудниками техникума было собрано более 11 тысяч рублей на постройку работниками дороги танковой колонны и эскадрильи боевых самолетов.

Выдержка из годового отчета техникума за 1944 год под заголовком  «Помощь техникума фронту и транспорту» дает возможность полностью ощутить вклад студентов техникума в тыловые будни: «Группа студентов в количестве 28 человек по приказу Начальника Пермской железной дороги за номером 461, была командирована на аварийную дистанцию пути (город Губаха) сроком на 15 дней на путевые работы». Проходил сбор теплых вещей для воинов. Кроме того, учащиеся дежурили в военных госпиталях, давали шефские концерты.

В послевоенные годы на железной дороге не хватало кадров, особенно квалифицированных. В последующие годы усовершенствованная техника и технический прогресс требовали подготовленных специалистов. В связи с этим открывались новые направления и специальности.

В 1956 году техникуму перешло под учебный корпус здание по улице Горького, 1, где ранее находилось управление Пермской железной дороги (сейчас 1 корпус), в 1963 году – здание по улице Горького, 2 (сейчас 2 корпус). Оба здания старинные, имеют большую историю и находятся под охраной государства.

Среди выпускников советского времени, которыми гордится институт, отдельно стоит отметить выпускника 1960 года отделения «Путевое хозяйство», дважды героя Советского Союза, космонавта Савиных Виктора Петровича. Савиных В.П. был зачислен в отряд космонавтов 8 декабря 1978 года, участвовал в трёх космических полётах, суммарный налёт составил около 253-х суток, он 50-й космонавт СССР и 100-й — Земли.

Учебное заведение гордится своими выпускниками. Часть из них продолжает обучение и становится видными деятелями науки, пишет учебную литературу, преподает в различных ВУЗах России: В.С. Киров, В.С. Дикаревский, А.А. Попов, И.И. Зуева, В.П. Савиных, В.Н. Унгвицкий, В.И. Родионов, А.Ф. Богданов, Ю.Г. Путин и т.д.

Особо место занимают те, кто остался преподавать в родном техникуме (институте): Обухович Н.Е (впоследствии стал директором техникума), Л.Р. Суслова, И.Н. Мудров, В.И. Родинов, О.В. Лиханова, Л.С. Скорюпина, Н.И. Русинов, В.В. Жаков, Л.В. Смирнова, И.С. Мальцева и другие.

И, конечно же, подавляющее большинство выпускников идут работать на железную дорогу, многие занимают различные руководящие должности: И.А. Субботин, В.Ф. Зубов, С.Н. Жебелев, Б.В. Ипатов, А.А. Соломенников, В.В. Лютов, И.Ф. Кананович, И.Я. Нецветаев, В.С. Конышев, В.Н. Лихотин, С.Ф. Галкина, В.С. Губин, Ф.Г. Шемин, А.П. Душейко, Ю.А. Мальцев, А.Г. Овчанкова, Ф.Г. Гостева, В.В. Мальгинов, А.Г. Стволов и многие другие. [3] Действующий заместитель начальника дороги (по территориальному управлению) в Пермском регионе Онисько Дмитрий Иванович – бывший студент ПИЖТ. 

Гордость любого учебного заведения это не только выпускники, но и преподаватели. Есть те, кто отдает 10, 15, 20 лет и больше преподавательской деятельности в родных стенах института. Некоторые преподаватели имеют различные награды: В.Л. Пархомовский – орден «Знак Почета», часть преподавателей награждены Министерством путей сообщения значком «Почетному железнодорожнику»: В.П. Абрамов, И.Л. Белый, Н.Г. Редозубова, Н.Ф. Смирнов, Е.Г. Чудинов и др. Министерством высшего и среднего специального образования значком «За отличные успехи в работе» отмечены: В.В. Белобородов, А.П. Ипатова, Л.Б Мясникова, Л.Р. Суслова, З.А. Штанникова. Министерством образования Российской Федерации значком "Отличник народного просвещения" награждены: Т.А. Кардаш, Г.А. Козеева, Н.А. Курбатова.

ИЗ ТЕХНИКУМА - В ИНСТИТУТ

С 2006 года Пермский техникум железнодорожного транспорта получил статус Института, стал крупнейшим филиалом Уральского государственного университета путей сообщения. Сегодня учебное заведение является одним из ведущих филиалов УрГУПС.  На счету института несколько десятков тысяч выпускников по самым востребованным специальностям. Сейчас в нем обучается свыше 2200 студентов очной и заочной форм обучения.

Ежегодно студенты ПИЖТ УРГУПС показывают высокие результаты в различных компетенциях в рамках WorldSkills. В июне этого года впервые  на площадке института проходил III чемпионат УрГУПС по стандартам WorldSkills по компетенции "Экспедирование грузов".