ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

«Весна УрГУПС-2022»: фестиваль авторского кино

13.04.2022

«Весна идет, весне дорогу» - это мы, конечно, не только о времени года, но и о студенческой «Весне-2022». В этом году наши творцы настолько прокачались в съёмках, что теперь мы можем наслаждаться настоящим авторским кино

Девизом фестиваля в этом году стала знаменитая цитата В.В. Каверина: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Каждый факультет по-разному раскрыл эту тему, сопровождая свои ролики поэтическими эпиграфами.

Так, механический факультет (х/ф «Шоу») практически приблизился к офлайн-формату: в своем фильме, именуемом «Шоу», ребята действительно показали уникальное представление. Вокал под фортепианный аккомпанемент, массовые танцы и соло-номера на сцене актового зала.

Факультет управления процессами перевозок (х/ф «Жажда») просто поразил умы смотрящих своей работой. История из жизни одного молодого человека в нескольких актах. Калейдоскоп воспоминаний, которые он так старался в своей памяти затмить. Для съемок студенты организовались в настоящую киностудию. Помимо завораживающего визуала и оригинальной идеи, нельзя не отметить саундтреки – в фильме прозвучало три авторских композиции, написанных самими ребятами.

Факультет экономики и управления (х/ф «Всё начинается с УрГУПС») раскрыл тему конкурса через биографию самого медийного выпускника факультета - Сергея Светлакова. Поиски своего призвания через призму любви. Фаер-шоу и эклектичные танцы – лишь малая часть того, чем запомнится выступление этих ребят.

Электромеханический факультет (х/ф «Путь к счастью или сказ о потерянном принце») показал свое видение картины «Три богатыря». Однако подошли студенты к реализации с нетипичной стороны. Главным персонажем картины стал не Богатырь, а настоящая Богатырша. Покорила сердца зрителей и забавная Баба-Яга.

Строительный факультет (х/ф «Дело нескольких минут») также представил зрителям зарисовки из студенческой жизни. Комедия, «изготовленная» по идеальной рецептуре: три контрастных архетипических образа, щепотка философских мыслей от таксиста, щедро приправленные идеально вписанными саундтреками и шутками. Для героини - это история борьбы за титул «Мисс», а для главного героя – за шанс остаться в университете. И здесь стройфак предупреждает: творчество творчеством, но «26 долгов – есть 26 долгов».

Электротехнический факультет (х/ф «До скорой встречи») показал студенческую жизнь со всеми её «опасностями» и радостями: от отчисления до восстановления. Свое кино ребята снимали в самых настоящих, не «павильонных» локациях. Танцевали посреди торгового центра и «эксплуатировали» перроны Детской железной дороги.

К 8 апреля итоги были подведены, и университет распахнул свои двери для проведения торжественной церемонии награждения. Оскар студенческой «Весны» и большая часть побед в личных номинациях отправились в копилку факультета управления процессами перевозок («Лучшая режиссура», «Лучший монтаж», «Оригинальный сценарий», «Лучший звук и звуковой монтаж», «Лучшая мужская роль», «Лучшая весна по версии Интернет-сообщества").

Второе место и награда в номинации «Лучшая операторская работа» достались механическому факультету, а третье обогатило творческую казну строительного факультета, вместе с титулами «Мистер Весна» и «Лучшая женская роль». Кроме того, были выявлены победители в личных номинациях:

  •  «Лучший эпиграф» - Екатерина Зайцева, ФЭУ
  • «Лучшая афиша» - Иван Егоркин, ЭТФ
  • «Лучшая комедийная роль» - Михаил Солохин, ЭМФ
  • «Голос Весны» - Иван Перевалов, ЭМФ
  • «Мисс Весна» - Полина Бочкарева, ЭТФ

Мы поговорили с представителями факультетов-победителей о закадровой стороне «Весны» и их впечатлениях от результатов выступлений.

Егор Пивоваров, культорг ФУПП, рассказал о съемках короткого метра «Жажда».

- Реквизит практически ручной работы, сложный свет, самостоятельно написанные песни и такая проработка всех образов. Каким чудом удалось все успеть?

- Я не знаю, сам от этого в шоке. Во всей проделанной работе прошу винить студентов ФУПП - самых творческих и ответственных в мире. Нас было достаточно много, чтобы распределить обязанности. Две ночные съёмочные смены и один день, когда никто не успел толком поесть. Помимо прочего, был момент, когда я поспал всего 2 часа за трое суток. У Валерии, второго культорга ФУПП, был точно такой же временной отрезок, когда создавались двери. Мои же ночи съел монтаж…

- Ваша работа снята совсем не в комедийном ключе. Расскажи, почему решили сделать фильм именно таким?

- Не все одобряют эту тему, но я считаю, что всегда должна быть хотя бы одна такая работа. Мы постарались сказать миру вокруг что-то нужное и вечное, что-то, на понимание чего не влияет возраст. К тому же, настал тот самый момент, когда крайне важно особенно ценить близких. Пандемия оставила слишком серьезные шрамы, которые, на мой взгляд, не заживут.

- Может быть, какие-то существующие уже картины вдохновили на съемки вашего короткого метра?

- Да, таких картин много. Ведь творчество и искусство, как мне кажется, это постоянный поиск. Это всё то, что мы смотрим, читаем, видим, анализируем. Оно откладывается и рождает нечто совершенно новое и уникальное. В нашей работе я нахожу множество сходств с большим количеством фильмов. И даже нарративами компьютерных игр. Кто-то даже нашёл сходство с сюжетом альбома Pink Floyd «The Wall».

- Победа стала для вас ожидаемой?

- Нужно делать всё технически верно. Нельзя дать сомневаться ни в чём, когда создаёшь короткометражку на «Весну» в таком жанре. Всё должно работать на общую историю, отдельные элементы не должны образовывать углы. Я считаю, что мы сделали всё здорово. Некоторые даже не поняли, что представленная в фильме музыка – колыбельная, «Бабушкин рок-н-ролл» и лиричная песня из сцены с девушкой - это полностью авторский контент факультета управления процессами перевозок. Был большой вопрос про танцы, а также про то, почему Амур (исполнитель роли Миши) не танцует, но я позволю себе процитировать одного из величайших драматургов - Антона Павловича Чехова: «Встав из-за стола голодным - вы наелись».Танцы дополняют историю очень гармоничным художественным образом. Ребята не танцуют, они играют вместе с главным героем. И это прекрасно, что у некоторых зрителей возникает жажда, жажда танцев. Про целые события, которые рассказаны одними только операторскими движениями без склеек, я вообще молчу. Академично и круто. Про актёров тоже не скажу ничего. Вы сами всё видите. Почти безмолвный Миша сказал своим молчанием всё.

И ещё один важный момент. У жюри в протоколах есть критерий «чувство юмора», но нет критериев по другим существующим чувствам. Отвечая на Ваш вопрос, скажу: нет, победа не стала ожидаемой. На конкурсе было представлено множество хороших работ.

Егор Русинов и Толкачева Полина, культорги МФ, также поделились тонкостями творческого процесса и эмоциями от победы.

- У вас действительно получилось сделать настоящее шоу. Ожидали, что 2 место отправится в копилку механического факультета?

Егор: Было ожидаемо, что мы попадём в тройку, но какое именно место займём - не думали.

- Наверняка за время съёмок накопилось немало забавных моментов. Может, что-нибудь особенно запомнилось?

Егор: Да, моментов было много, весь процесс съёмок в принципе был очень забавный. Особенно, когда нужно было выстраивать свет, и за оператором бегал один из участников, или когда световик не вовремя включал свет на сцене (а то и вообще не включал). Ещё когда Полина (культорг МФ) пыталась ускорить процесс съёмок, крича на весь актовый: "времени нет".

Был забавный момент во время звукозаписи одного из главных героев (поэта, которого сыграл Григорий Орлов): он читал свой стих, а второй культорг не выключил звук на телефоне, Гриша сделал ей замечание фразой "Ничего не делай, вибрацию выключи". Это было настолько смешно, что мы решили оставить так, как записалось. А съёмки сцен жюри вообще можно отнести к отдельному виду искусства.

- Вы уже упоминали, что в своём фильме отразили тему выхода из зоны комфорта и борьбы со своими страхами. Участие в «Весне» стало для кого-нибудь таким же «толчком из зоны комфорта», или вся команда - настоящие жители сцены?

Полина: Для всей команды это был новый опыт. Для нас, как культоргов, это было первое крупное мероприятие, в котором мы выступали как организаторы. Для участников «Весны» это был первый опыт съёмок в чем-то масштабном. К тому же, большинство из них впервые оказались в актовом зале и выступали на сцене, хоть и на камеру. По сути, весь процесс создания, подготовки и съёмок нашей «Весны» - своеобразный "выход из зоны комфорта".

Наиболее яркие ощущения передали дебютанты студенческой «Весны» - студенты строительного факультета: Владимир Пивоваров (один из режиссеров СФ) и Ашот Петросян (исполнитель роли таксиста).

- Уже спрашивали, кого благодарить за музыкальное сопровождение ролика, а кто же был ответственным за юмор?

Владимир: За анекдоты и прописанные в сценарии шутки благодарим культорга Кирилла Кеппена. Абсурдный юмор - его талант. За визуальный юмор, который действует скрытно, на уровне каких-то глубинных реакций, спасибо Ивану Новикову. Думаю, не зря он победил в номинации “Мистер Весна”.

- Вдохновлялись каким-то фильмами при съемках или все было построено исключительно на жизненном опыте?

Владимир: Фильмами, конечно, вдохновлялись. Думаю, вы заметили большое количество музыкальных и настроенческих отсылок к массовой культуре.

- Это было первое ваше масштабное творческое мероприятие в университете? Как вам такой творческий опыт?

Ашот: Нет, не первое. Я успел поучаствовать в Дне первокурсника до введения коронавирусных ограничений, но могу сказать, что такой опыт очень ценен для меня, так как я никогда не выступал и не снимался в конкурсах в онлайн-режиме.

- Какие испытали эмоции при объявлении результатов?

Ашот: Эмоции были смешанные. Радость - от того, что мы оказались в тройке призеров, что ребята с нашей команды стали победителями в номинациях. Но при этом, конечно, были мысли о том, что мы могли бы стоять еще выше на пьедестале.

Владимир: Сложно отвечать на этот вопрос за всю команду. Не знаю, куда исчезли мои эмоции, но, наверное, я был готов к такой расстановке мест, хотя и не совсем согласен с ней. Рад за Ивана и Дарью, победивших в номинациях. Рад за победу ФУПП - они это заслужили.

- Три причины, почему участвовать в «Весне» - это круто?

Ашот: Во-первых, это опыт. В плане режиссуры узнал много интересного. Во-вторых, это знакомства. В-третьих, наверное, просто эмоции. Помню свой День первокурсника, когда выходил на сцену под овации и крики из зала. Это неповторимые ощущения.

Владимир: Очень важный вопрос, на самом деле. Я очень рад, что участвовал в «Весне», что поработал с яркими ребятами и подружился с некоторыми из них. Именно из-за совместного творческого процесса участие в «Весне» - это круто. Интересно, что после предпоказа нашего ролика мне было даже печально, а не весело, ведь месяц «Весны» закончился - нужно идти дальше.

Дарья Мозговая, победительница в номинации «Лучшая женская роль», Иван Новиков, победитель в номинации «Мистер Весна» и Михаил Солохин, победитель в номинации «Лучшая комедийная роль», также поделились своим киноопытом.

- Дарья, расскажи, для тебя это был первый съемочный опыт?

- В этом году участвовала в «Мисс студенчество УрГУПС», там тоже нужно было снять видео, но снимала я все одна. Камеру мне заменял телефон, штатив – стул и стопка книг, так как в том видео я отыгрывала два персонажа, снимать и монтировать приходилось долго. Благодаря тому опыту, было намного легче работать в этот раз. Когда уже знаешь какие-то детали монтажа и построения сценария – это максимально облегчает процесс.

- Что стало самым сложным?

- Самым сложным, лично для меня, если смотреть со стороны организатора, была работа в новой команде. Мы набрали много ребят, с которыми не были знакомы, не знали их сильные стороны, творческие способности. Но эта проблема решилась быстро, и теперь мы знаем, что у нас есть очень крутые и заряженные ребята на факультете. Если смотреть со стороны актёрского мастерства, то самое сложное было отыграть сцены с грустными эмоциями, плачем.

- Как вживалась в роль? Или образ сразу был точно «про тебя»?

- Учитывая то, что мы решили ставить на эту роль меня тогда, когда от сценария был ещё скелет, у меня было много времени для того, чтобы прочувствовать героиню. И да, многие моменты в образе были точно про меня. Я тоже постоянно ищу себя и бешусь, когда что-то не получается. Это помогло мне максимально погрузиться в образ.

- Какие эмоции от долгожданных результатов?

- Честно говоря, ожидали немного других результатов. Не хочу давать комментариев по поводу судейства, у всех разное видение и мнение, и это нормально. Кстати, мне многие люди после просмотра всех вёсен сказали, что номинация «Лучшая женская роль» точно будет моя. Поэтому я шла на награждение с уверенностью. Но в момент, когда началась церемония, я настолько перенервничала, что потеряла уже любую надежду на то, что у нас будет какая-то номинация и призовое место. Когда начали оглашать результаты, переполняли эмоции радости и удовлетворения. Для меня взять такую номинацию было очень приятно и достойно. Взять хоть и третье, но призовое место – тоже. Это доказательство того, что мы делаем все не зря. Будем учиться на своих ошибках, учитывать все хорошие и плохие отзывы и в следующий раз обязательно сделаем лучше.

Иван Новиков, победитель в номинации «Мистер Весна», тоже подвел итоги фестиваля.

- Расскажи, тебе уже приходилось раньше сниматься в главной роли или это был твой дебют?

- Приходилось, но это было не в вузе, а в школьных роликах. Один раз я даже исполнял роль дворового хулигана.

- Твой герой - отражение тебя или полная противоположность?

- В большей мере я бы сказал, что так и есть. Как только я пришел к ребятам и узнал, какие есть роли, я тут же понял, что роль должника моя.

- Это твоя первая студенческая «Весна». Какие впечатления от всего мероприятия и результатов в частности?

- Впечатления только положительные, я рад, что познакомился с такими креативными людьми, что мне удалось влиться в коллектив СФ УрГУПС. Мне было интересно поучаствовать хоть в чем-нибудь после дистанта. Я был уверен в победе до последнего, даже после того, как объявили наше третье место, казалось, что наш факультет назовут ещё раз.

Михаил Солохин, победитель в номинации «Лучшая комедийная роль», рассказал о своей необычной роли.

- Как ты вжился в роль так полюбившейся зрителям Бабы-Яги? Ты постоянный участник всевозможных литературных конкурсов, это как-то помогло тебе при съемках?

- На самом деле, вжиться в роль не составило труда: герой понятый, сатирический, поэтому таких героев играть очень легко. Литературные конкурсы к этому не имеют никакого отношения, потому что в основном я читаю военные стихи, в которых совсем другой смысл и образ.

- Никогда не было желания попробовать себя на актёрском поприще?

- Было достаточно большое желание, но все сложилось иначе.

- Почему ты решил принять участие в «Весне»?

- Я был одним из создателей этой «Весны», так как являюсь культоргом ЭМФ.

- Как думаешь, почему на твою роль так обратили внимание?

- Все весны в этом году несли более глубокую смысловую нагрузку, факультеты решили «загрузить» зрителей, чтобы заставить их задуматься.

Ну а Баба-Яга дала возможность чуть-чуть посмеяться. Наверное, поэтому на эту роль все так обратили внимание - на общем фоне этот персонаж достаточно сильно выделяется.


Ольга Видешкина