ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Движение без противоречий

07.09.2020

Снизить вероятность столкновений автомобильного и железнодорожного транспорта на переездах позволят инновационные технические решения. Их разработку в начавшемся учебном сезоне продолжат учёные УрГУПС.

Самой действенной мерой предупреждения аварий в местах пересечения авто- и железных дорог считается ликвидация переездов при условии строительства путепроводов. Такой вариант требует серьёзных, капитальных затрат. Поэтому чаще объекты оборудуют автоматической переездной сигнализацией (АПС) и устройствами заграждения, светофорами, аппаратурой фото- и видеофиксации нарушений. На участках с интенсивным движением есть дежурные работники.

Большинство аварий происходит при вынужденной остановке машин на переезде. В такой ситуации надо автоматически прекращать движение поезда. Однако целесообразным это решение будет при нескольких условиях. Главное – длина тормозного пути должна быть менее расстояния от поезда до переезда. В нынешних АПС он закрывается через 13–15 секунд от поступления команды.

При существующих устройствах гарантировать остановку поезда можно через увеличение длины участка извещения или снижение скорости движения поезда. Оба подхода имеют свои недостатки. В первом случае возрастёт время, когда шлагбаум опущен. Из-за этого повысится простой автотранспорта перед ним. А во втором пострадает пропускная способность самой железной дороги. Получается, что в применяемых АПС обеспечение безопасности движения, то есть снижение вероятности столкновений на переезде, приводит к ухудшению одной из важнейших эксплуатационных характеристик стальных магистралей. Именно на такое противоречие и обратили внимание исследователи с кафедры «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» (АТиС).

По мнению учёных университета, для уменьшения рисков столкновения необходимо разработать свод конкретных технических решений. Они должны обеспечивать возможности управления АПС с учётом характеристик поезда и автоматической корректировки скоростей его движения в случаях, когда после закрывания шлагбаумов автомобильный транспорт не успел покинуть переезд.

– Такое противоречие можно снять, – рассказал доцент кафедры АТиС Антон Попов. – Нужно рассчитать длину участка извещения в зависимости от параметров состава и переезда. Бортовые комплексы локомотивов уже сегодня позволяют определить достоверные характеристики поезда в онлайн-формате. Сведения о переезде, в том числе о его свободности и исправности аппаратуры, могут быть переданы от АПС на тяговый подвижной состав через радиоканал. Здесь уместно задействовать системы или методы, основанные на применении технического зрения, ультразвуковых и световых радаров. Алгоритмы расчёта участка извещения и торможения поезда могут быть эффективно реализованы на базе аппаратно-программных средств бортовых локомотивных комплексов.


Евгений Невольниченко
"Уральская магистраль"