ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Дороги судьбы

15.04.2020

Предлагаем вашему вниманию творческую работу студента УрГУПС, представленную на литературный конкурс "Письмо войне". Работа достойна внимания.


ДОРОГИ СУДЬБЫ

Рябинин Александр, ФЭУ, 4 курс

Я настолько долго работаю в музее, что не заметил, как моя молодость сменилась на многолетнюю мудрость. Теперь, чтобы прочитать дневник Льва Толстого, мне нужно надевать очки и включать настольную лампу. Чтобы очистить наконечник копья каменного века – придерживать свободной рукой руку с кисточкой и давать спине отдых. Знаю, о чем вы думаете! Но я люблю свое дело. И считаю, что нахожусь на своем месте. Пусть моими находками уставлены не все знаменитые музеи мира, но смысл работы не в этом. История связывает всех нас, потому что МЫ – следы шагов отцов наших.

Мне нравится видеть, как загораются глаза учеников, которые изучают мои находки, спрашивают экскурсовода, видеть людей, которые интересуются историей, правдой своего народа, своего края, своей страны. Это еще раз доказывает, что мое место здесь, в музее.

Я всегда уважал стремление человека к совершенствованию, к прогрессу, к развитию. Это сродни перерождению. Представить перерождение отдельного человека легко. А государства? Человеческой цивилизации? Что двигало прогресс русского народа? Я говорю о появлении железной дороги.

Не хочу говорить языком сухой теории, которая не даст вам понимания ее скрытого величия. Но если хотите понять, почему появилась эта дорога, ответьте на другой вопрос: «Почему появилась атомная бомба?» Вопросы разные, ответы – те же.

Железную дорогу по-настоящему можно считать дорогой судеб. Сегодня всемирной паутиной называют Интернет за возможность моментального общения. В XIX веке, уверяю, ею была железная дорога.

Еще в молодости мне пришло письмо, в котором говорилось, что на одной из станций был обнаружен вагон XIX века. Им нужен был тот, кто сможет понять его происхождение, изучить его историю. Я сразу же приехал. Это оказался вагон с тяжелой судьбой: он перевозил армию Российской империи. В нем я нашел то, что сейчас вам докажет, что железная дорога соединяла судьбы. Записка, невольно оставшаяся лежать под сидением в течении двух веков:

***

Мой ангел, признаюсь в своих грехах:
я солгала Вам на веранде.
За Вас боюсь. В своих стихах
могу отдаться правде.

Кружился вальс, горела люстра,
пленительных эмоций пелена,
спасибо Вам за эти чувства.
Я поняла, что влюблена.

Пускай не сбережется бал
в девичьей памяти поспешной,
я навсегда запомню, что сказал
герой стальной и нежный.

Возьми с собою медальон!
Храни его во дни сомненья,
пусть в битве охраняет он,
твой сон и тело от раненья.

Запомните, мой друг, слова:
Я верю в Вас и в провиденье.
Мне было ночию виденье,
как ангелы спасли Вас от врага.

***

Уже много лет я храню эту записку, но до сих пор не видел подобной нежности. Сколько в этой девушке желания увидеть своего возлюбленного, который уехал на войну. Это можно назвать «космической связью». Надеюсь, молодой человек получил медальон, и записка всего лишь выпала из кармана его шинели. И еще сильнее хочу верить, что после войны дороги судьбы, железные дороги, помогли вернуться ему к возлюбленной живым и невредимым.

Ветвь жизненной магистрали прошла через историю и моей семьи. Мой дедушка работал в Управлении военно-восстановительных работ (УВВР-2). Восстанавливал дороги и строил с нуля.

Блокада Ленинграда особенно тяжело отразилась на нем и его жене.

Ленинградцы были тогда на пределе. Нужно было что-то делать. Отдать Ленинград, одну из столиц, значило начало поражения. Поражение… Поразить, разить – раз за разом бить в сердце.

12 января 1943 года утро на берегу Невы началось с нападения советской армии, чтобы разорвать кольцо блокады, разорвать удушающий узел. «Искра» – имя операции, благодаря которой в людях загорелась надежда на победу. Кольцо разорвали, была отвоевана маленькая часть территории, но это был еще не конец.

После Госкомитет обороны Союза ССР принял решение провести железную дорогу, как раз на том самом месте, чтобы соединить возрождающийся Ленинград со страной. И мой дедушка строил эту дорогу.

Всей семьей мы до сих пор храним его переписку с бабушкой.

«Родной Вовочка, я здорова и верю в твое возвращение. Блокада закончится, мы справимся.

Весь Ленинград обклеен плакатами «Воин Красной армии, спаси!» Вова, ты – мой воин! Вчера кто-то тащил тело, завернутое в одеяло. Какое худое лицо! Не узнать человека. В них обоих.

Я держусь, но в последнее время все тяжелее. Пайка не хватает. Зима забирает все.

Мне тебя очень не хватает. Целую крепко, жду, люблю. Твоя Аня. 9/I/1943»

«Милая моя, зима нынче холодная. Я постоянно вспоминаю запах наших яблок. Как же я по ним соскучился.

Наша доблестная армия отвоевала территорию у берегов Невы и Ладожского озера. Теперь бригады мобилизованы, чтобы построить там железную дорогу. Мы можем спасти Ленинград. Я могу спасти тебя! Только эта мысль не дает мне покоя, только она вселяет в меня силы, только она меня и согревает.

Иногда кажется, что тело мое остыло. Вроде дышу на пальцы, а ни тепла, ни пара нет.

Ландшафт здесь тяжелый: одни нетронутые леса да болота. Приходится рельсы вмораживать в лед. Помнишь ты спрашивала меня, верим ли мы в Победу? Не успеваем. Мы верим в выполненное указание Госкомитета обороны. С утра и до ночи строим путь, а ночью падаем без сил. А на завтра все заново. Но я построю эту дорогу. Все будет хорошо. Запомни! Построю и вернусь к тебе, моя дорогая, через все «не могу».

Каждый день, как последний. Немцев хоть и выгнали, но лишь на 3 километра. Идут постоянные обстрелы сверху. Работу иногда начинаем по новой, словно и не строили. Теряем каждого, как последнего. А ведь это деды, отцы, братья, сыновья и внуки. Строители, инженеры и академики. Нас всех связала эта дорога, соединила. Твой богатырь, Вова. 10/II/1943»

Дорога, о которой говорит мой дедушка, была построена в феврале 1943 года за 17 дней. От Поляны до Шлиссельбурга, 33 километра. Ей дали обнадеживающее название «Дорога победы». В истории войны и блокады она сыграла решающую роль: по этой самой дороге стали перевозить военные ресурсы и продовольствие, началась эвакуация из опасных областей и необходимая поддержка жизни. Ленинградцы начали получать еще и крупу, свежее мясо, сливочное масло.

За строительство «Дороги победы» мой дедушка удостоен медали «За оборону Ленинграда».

И это только его история. А сколько еще могут рассказать машинисты! Как прятали движущийся локомотив под носом врага? А что делали строители, когда не хватало материалов? Сколько судеб! Столько вопросов!

Мой дедушка долго сохранял связь со своими товарищами: писал, звонил, иногда даже ездил. В своих письмах он оказался прав, их всех действительно соединила дорога. Дорога памяти.

История железнодорожного транспорта в России многолика. Она коснулась как великих исторических событий, так и жизни отдельно взятого человека, будь то дворянин, уехавший на войну, или строитель, желающий спасти свою жену и всю страну.

История движется, то есть развивается. В лучшую ли, в худшую сторону – это мы узнаем потом. И узнаем ли вообще? Уже дети дадут оценку нашим действиям, извлекут уроки и будут строить свою историю, идущую по дороге развития. Уважайте историю! Она намного больше, чем набор сухих дат, договоров и имен. Это то, что привело нас к сегодняшнему дню.

Сейчас, может кто-то не ощущает своей сопричастности к истории, но стоит ему хоть раз ее коснуться, то навсегда почувствует свое отношение к великому.

***

Россию мерить разумом и метром –
не хватит дней и ленты вам.
Она бежит быстрее ветра
по колее, идущей вдаль.

И вписан «конь» в историю отныне
железно-угольной рукой.
И путь его продлился в сыне
уж с электрической судьбой.

Локомотив, проворный парень,
гордится важностью своей:
как в старину «давая пару!»,
так ныне – взлётом скоростей.

И сколько лет прошло, не важно.
Соединил страну в одно
за горизонт спешащий транспорт –
судьбы народной полотно.

***

Всякий раз, когда смотрю из окна вагона, вижу великие леса и поля, уходящие за горизонт нашего необъятного «дома». Подумать только, насколько они обширны… Можно только восхититься мастерством тех людей, защищающих, оберегающих и прославляющих эти земли, полностью отдающихся своему делу и занятых в сохранении мира, координации и сообщности. Мы продолжим развиваться по «колее, идущей вдаль», только если будем на своем месте, если будем нужны.