ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

Железнодорожная почта: из XIX в XX век

01.07.2019

Почтовый путь уже проходит через Екатеринбург в XVIII веке. А с окончанием строительства железной дороги в 1878 году перевозка корреспонденции начинает осуществляться по железной дороге в Екатеринбург, Кушву, Невьянск и другие территории на карте Урала.

На стыке двух веков – XIX и XX Екатеринбург стал крупным железнодорожным узлом. Направления Екатеринбург – Тюмень – Омск (1885 год) и Екатеринбург – Челябинск (1896 год) давали выход на Сибирскую железную дорогу. А новая железнодорожная ветка Екатеринбург – Кунгур - Пермь (1909 год) протянула прямой путь к Санкт-Петербургу. Спроектированная в начале XX века железная дорога московского направления Екатеринбург – Казань была закончена только в 1920 году.

С наступлением 20 века увеличился поток поездов, перевозящих не только людей, но и почтовые грузы. К 1 января 1904 года в Российской империи имелось 590 почтовых вагонов. Основным маршрутам давали порядковые номера. Прямой и обратный маршруты получали соответственно нечетный и четный номера.

Один из таких маршрутов был №169-170, который следовал через Екатеринбург в Тюмень. У этого маршрута, как и у всех других, существовал свой почтовый штемпель с номером. Штемпель имел в верхней части обозначение начального и конечного пункта маршрута. В 1920 году этот маршрут удлинился и проследовал до Омска.

На тот момент техническое состояние почтовых вагонов в большинстве было неудовлетворительным. В 1925 году две трети имевшихся вагонов для отправки почты находились на ремонте. Поэтому было принято решение о совершенствовании почтового вагонного парка.

В 1928 году разрабатывается проект специального почтового вагона длиной 20,2 метра. Вагон разделен на несколько частей. В нем есть кладовые для перевозки почты и багажа, размещенные по концам вагона во всю его ширину, канцелярия для сортировки писем длиной 6 метров, купе для отдыха персонала, уборная и служебное помещение.

В середине 30-х годов протяженность маршрутов почтовых вагонов увеличилась за счет введения дополнительного курсирования вагонов. На тот момент почтовые вагоны уже были оборудованы системой водяного отопления, электрическим и свечным освещением. Почтовая корреспонденция доставлялась по железной дороге в холщовых и кожаных мешках.

Изменился номер почтового маршрута на «Свердловск – Омск». Все нововведения позволили включить в маршрут обслуживания железнодорожной почты новые населенные пункты.

Когда почтовые вагоны шли в составе пассажирских поездов, технология выгрузки-погрузки почты зависела от расписания и от времени стоянки на пассажирских станциях. С вводом специализированного почтового поезда сократился показатель отцепок и задержки почты в пути, а почтовый обмен стал возможным на 70-ти станциях крупных городов, в том числе в Екатеринбурге. Железнодорожная почта начала новую жизнь и стала основным видом транспортировки почтовых грузов.