ФГБОУ ВО
Уральский государственный университет путей сообщения
(УрГУПС)

Ural State University of Railway Transport
USURT

Личный кабинет студента
и преподавателя

Телефон приемной комиссии: (343) 221-25-25

Бесплатная горячая линия
приемной комиссии: 8-800-250-42-00

В будущем УрГУПС – самый крутой вуз

15.02.2019

Заведующий лабораториями кафедры «Мосты и транспортные тоннели» Владимир Борисович Порожняков работает в университете путей сообщения уже 40 лет. Во время нашей беседы он вспомнил прошлое и помечтал о будущем.

– Расскажите, как вы оказались в нашем университете?

– Осенью 1974 года я демобилизовался из армии – служил в Германии – и приехал в Свердловск. Мечтал стать строителем и поэтому решил поступать в УПИ, но сначала устроился туда работать – на кафедру «Строительные конструкции» лаборантом. Летом 1975 года, без отрыва от производства, был зачислен на вечернее отделение (специальность – промышленное и гражданское строительство).

Через несколько лет в УЭМИИТ тоже появилась такая специальность. В 1978-1979 годах ряд преподавателей и сотрудников УПИ во главе с профессором Семеном Мокеевичем Скоробогатовым перешли сюда, среди них и я. Сначала работал на кафедре «Строительные конструкции» техником, затем – учебным мастером, а в 1985 году на кафедре «Механика грунтов, основания и фундаменты» освободилось место заведующего лабораторией, занять которое пригласили меня. С тех пор здесь и работаю. Кафедра за эти годы уже несколько раз сменила название, а теперь вошла в состав кафедры «Мосты и транспортные тоннели».

80-е годы. Закладка памятной капсулы с обращением к сотрудникам и студентам УЭМИИТ. Тогда еще никто не знал, что институт будет переименован сначала в УрГАПС, а затем – в УрГУПС. Процесс закладки капсулы курировал секретарь парткома В.К. Донцов. Плиту, которая закрывала отверстие с капсулой, отливали на электровозоремонтном заводе. Вскрытие капсулы предполагалось в день 50-летия вуза. На переднем плане ректор УЭМИИТ Р.Н. Урманов

Годы учебы и работы в УПИ и УЭМИИТ – УрГАПС – УрГУПС подарили мне множество интересных знакомств с корифеями строительной отрасли. Иных уже нет в живых. Например, Геннадия Ивановича Белянкина, который был главным архитектором нашего города с 1973 по 1996 год. На моей полке стоит подаренная им книга «Я и город. Доминанта моей жизни» с дарственной надписью.

– Вы мечтали стать строителем. Почему не ушли на стройку?

– Раньше институтская наука и производство были тесно переплетены. За все то время, что работал в УПИ и здесь, я проводил на стройках, наверное, половину рабочего времени. Были мощные и по финансам, и по объему работы хоздоговора.

Во времена, когда заведующим кафедрой «Механика грунтов основания и фундаменты» был профессор Юрий Иванович Яровой, шло строительство Свердловского метрополитена. На то время главный инженер дирекции строящегося метрополитена Сергей Викентьевич Ляхов (кстати, наш выпускник) пригласил коллектив существовавшей при кафедре научно-исследовательской лаборатории «Геотехника» принять участие в работах по прогнозированию деформаций земной поверхности в зоне строительства метро. По многим знаковым объектам города – школа на Челюскинцев, ККТ «Космос», Дом политпросвещения, цирк, СИНХ, ряд жилых и общественных зданий – были выданы заключения по техническому состоянию и, если было нужно, рекомендации по усилению.

Заседание кафедры «Строительные конструкции», начало 80-х годов. На переднем плане – Ю.Д. Макаров, А.А. Кетов, В.В. Орлов, за ними слева – Т.И. Николайчук, Ф.И. Вилен

Мы также принимали участие в обследовании и проектировании других серьезных объектов – Уралмаш, ЗиК, заводы в Нижнем Тагиле, Новоуральске.

Когда при университете образовался ПИИ «ТрансПромПроект» тогдашний директор Александр Иванович Скутин пригласил поучаствовать в работах по инженерно-геологическим изысканиям для Свердловской железной дороги, кроме этого было множество различных объектов раскиданных по всей стране от Сахалина до Новгорода, от Ямала до Крыма. Сейчас трудимся на «Монди» (Республика Коми), где делают бумагу «Снегурочка». Работа есть, но, конечно, не в том объеме, что раньше, кризис коснулся всех.

– Как изменился университет за это время?

– На мой взгляд, в советские времена все было иначе. Народ был другой – и студенты, и преподаватели. Конечно, индивидуумы всегда есть, хотя в основном нынешнее поколение воспитано на других приоритетах. Очень печалит, что прекрасные, грамотные выпускники не всегда могут устроиться по специальности на достойную зарплату.

Что касается преподавателей – раньше было больше молодежи. Необремененные нынешними житейскими проблемами «доценты-кандидаты» давали студентам не только свою дисциплину, но и еще что-то – жизненный опыт, что ли. На картошку в колхоз ездили вместе с кураторами. Группы были более сплоченные благодаря этому. Это говорит во мне ностальгия по тем временам.

Коллектив кафедры «Механика грунтов», середина 80-х годов

– Но что-то хорошее сейчас все же есть?

– Университет преобразился, стал красивее. У нас ухоженный парк, да и вообще вся территория, аккуратные дорожки, прекрасный стадион. Общежития студентов отремонтированы, чувствуется, что стало больше порядка во всех сферах деятельности университета. Особо радует то, что будущие специалисты получают навыки профессии в прекрасно оснащенных лабораториях на самом современном оборудовании.

– Каким вы видите будущее университета?

– Никто не станет спорить, что оно неразрывно связано с будущим страны, с будущим нашего родного Урала. Без развитой транспортной инфраструктуры – никак. В будущем УрГУПС – самый крутой вуз, готовящий самых крутых специалистов для железнодорожного, автомобильного, речного транспорта и авиации. Конкурентов нет. Вот это времена настанут!

P.S.

Владимир Борисович добавляет:

- В моей трудовой книжке написано  «…принят на работу в УЭМИИТ 23 февраля 1979 года». В канун этого дня хочется поздравить с праздником всех ветеранов Вооруженных сил СССР и России, особенно участников  боевых действий, и пожелать им здоровья и удачи!


Записала Татьяна РУБЦОВА


Коллектив кафедры «Механика грунтов», середина 80-х годов
Верхнетагильская ТЭЦ. Обследование строительных конструкций вагоноопрокидывателя, конец 80-х годов. Справа – В.Б. Порожняков, слева – начальник ж.д. участка ТЭЦ